Elena (elena_nekrasova) wrote,
Elena
elena_nekrasova

Categories:

Зачем детям отдыхать от школы

Недавно директор одной из местных школ на голубом глазу доложила мне о том, что каникулы расслабляют детей настолько, что они забывают все, чему их учили, а потому каникул должно быть как можно меньше и школа старается сократить их насколько это возможно.. хм, сказала я себе, и пошла оттуда прочь обратно в нашу  Gecko school, где каникулы длятся едва ли не дольше, чем было в нашем детстве, а по тайским меркам это значит - неприлично много :-)
Хотя некоторые родители рады этому принципу "больше учиться, меньше отдыхать" или даже рады, когда ребенок на каникулах скучает по школе, меня наоборот все стремления сократить каникулы, повергают в недоумение, мягко говоря. Попробую как-то сформулировать, почему..

Любая школа эта некая система ценностей, среди которых есть и образование, и общение детей между собой, и развивающие и спортивные мероприятия. На Пхукете есть несколько видов таких систем, и это прекрасно, что среди них можно выбирать.
Лучшие международные школы стараются максимально обеспечить детей и учебой и досугом и общением  и с каждым годом стараются сделать это все более и более эффективно.

Последние нововведения хороших школ заключаются в том, что в стоимость обучения включены как можно больше дополнительных кружков и секций и ребенок выбирает из готового списка, чем ему заниматься после занятий.  Фактически дети находятся в школе с 8 - 8.30 утра до 16.30-17.30, у кого как, а школа все больше совершенствуется в качестве "хранилища", куда ребенка сдал утром, вечером забрал, уставшего, после тяжелого рабочего дня. Усвоил-не усвоил знания, вопрос второй, но главное, что весь рабочий день был занят. На вид вроде все мило и благопристойно.

Правда, часто на выходе  имеем ребенка, который не знает, чем себя занять, когда в его расписании нет этого постоянной "занятости" с утра до вечера. И выходные, а то и короткие свои каникулы ребенок проводит в мыслях о том, как здорово снова пойти туда, где так все ясно и понятно, и не надо думать о том, что на свете бывает "скучно". Это самое "скучно" возникает тогда, когда родители в выходные часто хотят отдохнуть сами, а не думать, как бы в законный выходной развлечь драгоценную крошку. Ведь ноющий с тоски ребенок, это правда очень тяжело для любой психики, и в такой момент родители начинают думать, что каникулы стали слишком длинными..

Есть конкретные опасения, что в современных условиях такого навязанного "школьного воспитания" дети учатся жить по законам школы, при этом совершенно теряют способность слышать свои реальные потребности и даже, о ужас, не знают, что они хотят делать в следующий час своей жизни, если бы имели возможность выбирать. Ведь и выбирать они тоже годам к 10-12 умеют слабо, за них выбирает кто-то другой..Да и мы, бывшие советские школьники, возможно тоже не умели это делать, хорошо если к 30 годам поумнели и научились, значит повезло.

В те моменты, когда я слышу истории о "скучающих детях на каникулах" я вспоминаю себя в школьные годы лет так с 7 до 12 и понимаю, что мы были безумно рады каникулам и мы были всегда рады валянию на диване за ничегонеделанием, и никто нам не придумывал никаких сверх-задач и кружков, слава Богу, ну максимум отправляли к бабушкам, которые заботились только о том, как бы деточка прожила лето в сытости и безопасности. И надо сказать, деточка вполне успешно существовала в этих тепличных условиях и глупее за лето не становилась и о том, чтобы скучать по школе, никогда не задумывалась. Скорее наоборот, после пары недель необходимого "пинания балды" рано или поздно начинала читать новые книжки по собственному желанию и интересоваться чем-то приземленным и имеющим отношение к реальной жизни, гораздо больше, чем курс школьных наук.

Наше кажущееся ничегонеделание сводилось к тому, что мы во дворе играли в какие-то порой странные игры, дома смотрели кино или мультики, но вот этот кайф ощущений, что тебе "сегодня никуда не надо идти и не надо делать уроки", я помню до сих пор.
Я бы сказала, что за лето мы себе возвращали необходимый душевный покой, возвращались к тому, кто мы есть на самом деле - то есть дети -  без особых обязательств, но с правом играть и общаться с теми, кто нам нравится, а не с кем сидишь за одной партой и с правом делать то, что хочешь именно сейчас, если это не нарушает нормы приличий.
Осенью, мы приходили в школу с, возможно, утерянными "важными" знаниями по математике или русскому языку, но зато с ворохом впечатлений о каникулах, о которых всегда было, что рассказать.

Видимость "ничегонеделания" позволяет детям переключиться на свой внутренний мир, заглянуть в себя и услышать, что им на самом деле нравится делать сейчас, что им хочется делать по-настоящему. Ведь в конечном итоге мы растим детей затем, чтобы они стали самостоятельными, отдельными успешными людьми, что значит умели выбирать свой путь, слышали то, что важно для них самих и думали своей головой, не оглядываясь на сверстников.
И детские каникулы, где есть свобода выбора и ничегонеделание, это как раз шанс научиться быть собой, даже если для этого потребуется помощь взрослых на первом этапе. Уметь радоваться отдыху, уметь себя занять без помощи контролирующих людей - это, как выяснилось, редкое умение, которое имхо надо культивировать в детях и взрослых. Если заметно, что без помощи сверху, ребенок себя занять не может ( а такое, увы не редкость!) значит стоит потратить свое время и научить дитеныша выбирать и найти именно то, от чего он на самом деле получает удовольствие. И самое время на каникулах этим заниматься.

Надо сказать, что скучающий на каникулах на ровном месте, и в своем родном доме, мой собственный ребенок, меня бы сильно напугал. Мне правда проще в том, что один ребенок в школу не ходит вовсе, а второй ходит в такую школу, где только и делает, что выбирает, чем ему заняться и практически все время играет. Ужас :-), но учится только в игре, без всяких специальных учебников и тетрадок. Хотя в его шестилетнем возрасте, это имхо самый лучший вариант из возможных, но малопривлекательный для многих моих знакомых родителей, как не странно.
Получается, что для обоих детей в данный момент - каникулы означают реальную возможность быть дома, спать и есть, когда хочется, и играть в Лего или машинки столько, сколько влезет. И смотреть мультики в любой момент, когда родители согласны.

Как правило, родители согласны на мультики, как только сделаны обязательные занятия, у нас сейчас их немного. Алекс учится писать письменные слова и предложения, Тема учится читать по-русски и оба занимаются игрой на фортепиано. Все занимает около 1,5-2 часов в день максимум, остальное время дети свободны. И пока ни разу никто не пришел и не сказал, что ему тоскливо или скучно. Если им скучно, они готовы подраться друг с другом, для меня это самый явный признак, что после "драки" надо как-то перевести внимание и, возможно пора вывозить в бассейн или куда-то гулять, чтобы кипучая энергия перераспределялась в нужном направлении. Если получается, куда-то поехать путешествовать, мы все туда едем. Недавнее наше путешествие в Хуа Хин вышло совершенно спонтанно и получилось полным впечатлений и насыщенным тяжелой физической нагрузкой. В итоге дети счастливы, бодры и веселы, а мама приехала еле живая от усталости...

Справедливости ради, добавлю, что для собственных детей я тот еще контрол-фрик и всегда вникаю в то, что они делают, чему учатся, меня чрезвычайно интересует, по какой системе их учат и за что мы платим деньги, когда они посещают какие-то занятия. Ну и в разных школьных системах, учебниках и пособиях я разбираюсь очень прилично для обычного родителя. Потому я всегда готова влезть в процесс и "добавить знаний" о том, что считаю важным и нужным. Возможно потому я вижу эту разницу в восприятии между одним домашним ребенком и вторым полу-школьником, который тоже начинает встраиваться в некую внешнюю систему, хоть и максимально щадящую по моим меркам. Но и он тоже начинает предлагать мне иногда его развлечь, или вдруг он сам не знает, что ему выбрать между двумя делами. Еще полгода назад, это было сложно представить, а тут здравствуйте. Потому каникулы тут пришлись, как нельзя кстати, чтобы подкорректировать личные потребности и вспомнить, как надо заботиться о своей "скуке", если вдруг она нежданно нагрянула. И айпадом тут спасаться явно не стоит.

Посмотрим, что будет через пару-тройку лет и насколько эти мои ощущения укрепятся или изменятся. :-)
Потому везде имхо, что справедливо в данный промежуток времени.


Tags: Школа Пхукет, мысли вслух, образование
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

  • Образование будущего

    Помню, как несколько лет назад меня обрадовала информация, что в одной из школ отказались от того, чтобы учить детей писать ручкой и перешли на…

  • Второклассник

    Неделю назад, Тема сдал последний экзамен за 1 класс и нам осталось только дозагрузить пару презентаций, чтобы он официально считал себя…

  • Не школа, но учеба в полную силу

    Вчера на Пхукете официальное начались школьные занятия, случилось этакое "1 сентября". Правда мы в этом году оказались вне школы и вне…

promo elena_nekrasova september 12, 2014 11:25 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Не прошло и 3-х месяцев, как мы обновили сайт по виллам Shanti и апартаментам в Pearl of Naithon. http://www.shantivillas.com/ Сделали русскую версию, теперь в течение нескольких дней запустим полноценную англоязычную версию, и будем выдыхать :-) Надо ли говорить, что 99% наших объектов уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments