?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В самый последний день нашего путешествия в Чианг Май, мы наконец добрались до деревни Baan Tong Luang, где живут представители нескольких видов племени Карен - беженцев из Бирмы, которые нашли приют на севере Таиланда в середине прошлого века. В свое время карены очень хотели независимости и вели войну с бирманцами за право на самоопределение , но Бирма этого им не позволила. Зато война спровоцировала то, что большая часть населения, около 500 тысяч представителей разных племен карен сбежали в Таиланд, где продолжили заниматься земледелием и ткачеством.
В настоящее время, они стали чем-то вроде отдельной достопримечательности северных провинций Таиланде, а некоторые предприимчивые товарищи расселяют их в разных частях Таиланда и возят к ним экскурсии. Говорят, что даже на Пхукете в любой момент может появиться подобная туристическая деревня, но нам было интересно увидеть хоть что-то похожее на правду, на жизнь настоящих каренов, потому мы и поехали к ним именно в Чианг Мае, а не в Бангкоке, например.
Правда на время экскурсии у меня было ощущение некоторой неловкости, что мы пришли подсматривать и наблюдать за тем, как живут эти люди, как они выглядят, чем занимаются, а  у них на лицах была полнейшая безмятежность.
Они видимо уже привыкли к тому, что к ним постоянно заходят, просят сфотографироваться и они даже не навязывают никому покупку различных сувениров собственного производства и сохраняют вполне доброжелательное отношение к туристам.

_DSF2350.JPG

Мы приехали в конце дня, когда никаких других туристов уже не было. Получилось, что мы были практически одни фаранги на всей обширной территории поселения из 5 различный племен. На входе, я продемонстрировала свои тайские права с целью получить скидку, но здесь никакие скидки для экспатов не практикуются. Если ты белый, то это не важно, какие у тебя есть документы, вход стоит одинаково для всех взрослых - 500 бат, детям - 300 бат.
 Собственно доходы от туристов это одна из серьезных статей дохода для этих племен, которые до сих пор являются беженцами и не имеют возможности официально трудоустроиться или перемещаться по стране в поисках другого заработка.
Кроме того, что они показывают свою жизнь приходящим к ним фарангам, они также продают плоды своего творчества - сумки, шарфы, полотенца, кстати очень приличные и яркие. Я лично знаю людей, которые с удовольствием покупают у них наряды и сумки на все случаи жизни и с удовольствием их носят в течение долгого времени. Говорят, что время службы у всех этих вещей долгое и цвета с годами не тускнеют.  Сама не проверяла, но так говорят.

_DSF2299.JPG

Собственно полки с различной продукцией собственного производства здесь есть в каждом домике каренов, оттого ты еще больше ощущаешь там себя туристом, от которого ждут, что ты что-то купишь. Но мы все пытались найти и почувствовать что-то другое и увидеть какую-то настоящую жизнь за этой туристической ширмой.

Первое мое открытие было в том, что из всех каренов только одно племя Kayaw (падаунг) носит кольца вокруг шеи, остальные вполне счастливо обходятся без них, что не мешает им жить и чувствовать себя прекрасными. Здесь собственно из 5 племен - 4 были совершенно обычными людьми в своем привычном образе. Одеты ярко, украшены определенным образом, кольца на руках и ногах - да, но шеи не закрыты латунными обручами.

_DSF2315.JPG

Вот и вовсе привычный образ - дети, уставившиеся в телефон. Как говорится, даже имея вокруг горы, солнце, теплый климат и самое что ни на есть натуральное хозяйство, без фэйсбука жизни уже нет, даже здесь :-) Кстати, интернет у них есть, читать-писать они умеют, и дети ходят в школу, как совершенно обычные дети. Хотя по моему мнению, при таком раскладе с национальной идентичностью скоро могут возникнуть проблемы.

_DSF2310.JPG

Типичные домики каренов - деревянные постройки на сваях, совершенно обычные тайские деревенские дома. Внутри лежанки, самодельная аскетичная мебель. Вся жизнь ведется на полу, кроватей нет, зато полно одеял, подушек, покрывал, ковриков всех мастей. Фотографировать внутри было как-то неудобно, потому мы просто посмотрели.

_DSF2365.jpg

На входе в деревню нам выдали настоящую карту с указанием в какой части деревни кто живет. Из представленных здесь племен, согласно карте, были следующие - Lahu, Palong, Hmong, Akha, Kayaw (больше известное как племя Long-neck women).
По этой карте мы и прошли через разные улочки, через поле, где выращивают и собирают урожай. А здесь есть даже некое подобие ресторана для туристов (в этот момент я всячески порадовалась, что мы были здесь в тот момент, когда все туристы уже уехали), а следовательно ничто не отвлекало от наблюдений.
Вот такая сельскохозяйственная красота, поля-луга и горы. :) Кстати, здесь и правда очень красиво, хотя это можно сказать про весь север Таиланда. Какая-то умиротворенность в этих горных деревушках и яркие краски повсюду.

_DSF2305.jpg

Одна девушка из племени Akha практически вынудила нас с Темычем надеть национальный головной убор. Видимо все туристы надевают и фотографируются в таких шапках, и она решила, что нам тоже непременно нужно в ней сфотографироваться. Ладно мы к вечеру уже устали сопротивляться, зачем ломать человеку стереотип.

_DSF2362.JPG

Вот такая колоритная бабушка из племени Lahu продала нашим детям свистульки. Дети выпотрошили свои карманы с мелочью и таки купили эти деревянные дудки. Чтобы играть на ней нужно двигать вверх-вниз тоненькой палочкой и тогда из трубочки доносится пронзительный звук. Понятно, что дети, выросшие на Незнайке, знают главный принцип - "громко играет, значит красиво!" Дудочки вызвали оглушительный восторг у всех, кроме нудных родителей, потому инструменты были изъяты на входе в машину и выданы повторно только по приезду на Пхукет :-)

_DSF2298.JPG

Как обычно наши дети больше провоцировали местных жителей на натуральные реакции, чем мы взрослые, на которых явно уже выработаны жесткий игнор и непроницаемость. Особенно это было заметно, когда мы добрались до тех самых девушек с кольцами на шее, которые называют себя племя Kayaw. У них, как у "гвоздя программы" вид был особенно независимый и они совершенно не стремились обращать на нас внимание. Сами себя фотографировать не предлагали, но если я подходила посмотреть ткани и сумки, они выученно позировали на камеру. Потому постепенно я подходить близко перестала, просто улыбалась и проходила мимо.
_DSF2319.JPG

Алекс зато нашел совершенно обычного ребенка и уговорил его поделиться машиной. Они самозабвенно играли вместе и в какой-то момент я даже почувствовала, что бабушка мальчика начала улыбаться более сердечно и нам и детям.

_DSF2339.JPG

Тема устроил гитарный концерт и всячески пытался меня уломать на покупку маленькой гитары. Тетушка ему хлопала, но гитару мы не купили.

_DSF2334.JPG

 Небольшое отступление из путеводителя и  из рассказов гида. Девочки начинают носить такие кольца с 5 лет (хотя мы видели нескольких и более старших девочек в этой деревне без всяких колец), но эта традиция уже остается на усмотрение родителей. Существует несколько версий на тему, зачем они носят эти кольца. Одна из них в том, чтобы казаться более красивыми, и даже напоминать дракона, который считается очень важным в фольклоре каренов; вторая в том, что они хотели в свое время защититься от рабства, якобы деффективные рабыни с нестабильной шеей не будут цениться среди работорговцев, и третья, в том, чтобы отличаться от других и сохранить собственную этническую уникальность. В данный момент, есть еще версия о том, что девушки надевают кольца только для туристов, а затем они их снимают и живут совершенно обычной деревенской жизнью, пока не "на работе".
Какая версия самая правильная, я для себя не уяснила, но могу сказать, что девушки выглядят совершенно органично в своих кольцах и если им нравится надевать себе на шею латунные кольца и добавлять по одному в год, это совершенно не критично и не возмутительно для тех, кто приходит посмотреть на них. Тем более, что медицинские данные говорят о том, что снять эти кольца они могут в любом возрасте и вполне себе быстро в разумные сроки восстановить ослабленные мышцы шеи. Голова у них от этого не отвалится и кровообращение не ухудшится. Шея будет длиннее, чем у нас, но говорят и этот вопрос решается в сторону уменьшения, если есть такое желание, конечно. Слава Богу, я считаю! (С)

Обычная сельская жизнь девушек в кольцами на шее.

_DSF2317.jpg

Второе откровение для меня было в том, что многие карены являются  христианами, а точнее католиками, и на территории деревни есть  собственный католический костел. Храм был закрыт вечером, но рядом висела табличка с расписанием богослужений и имя священника - Николас. Ужасно жалко, что мы его не увидели и постеснялись спросить о нем. Интересно было, является ли он одним из жителей деревни или просто приезжает к ним на службы.

_DSF2343.JPG

А местный дети играли в какую-то странную игру. Мы долго наблюдали, но кажется так и не поняли правил.

_DSF2302.JPG

Александр в итоге нашел себе новых друзей из племени карен. Он их везде находит, или они его специально караулят. Здесь пришли целых 4 котика сразу, вот она сила намерения )
Потому я уже ничему не удивляюсь.


Вот эта фотография ниже, имхо самая лучшая из всех, которые нам удалось в этой деревне сделать. Девушка с настоящим слингом, дико уверенная на вид, пробежала рядом и слава Богу, что фотограф в этот момент не зевал и сумел ее для меня сфотографировать :-)
Правда потом я прочитала, что белый наряд у каренов это признак того, что девушка не замужем или вовсе девственница. Потому картинка слинго-матери в белом наряде у меня в голове не состыковалась. :-)

_DSF2329.JPG

Вот здесь особенно мне бросается в глаза портрет короля и королевы Таиланда на стене дома, официально карены не являются подданными короля, хотя, конечно, могут чувствовать особую признательность к нему за то, что позволил им остаться в этой стране и возможно обрести новую Родину. Интересно как ведут себя карены в 18.00, когда везде играет национальный гимн, встают ли по стойке смирно ? Нам увидеть тоже не удалось, хотя радио у них точно есть.

_DSF2323.JPG

В конце нашей экскурсии я таки созрела на то, чтобы купить себе подарок от каренов. Девушки с интересом смотрят на процесс покупки )
_DSF2357.jpg

Кстати, во время нашей поездки по Чианг Маю, разные гиды нам рассказывали, что карены до сих пор не используют для возделывания земли тракторы и прочие современные сельскохозяйственные изобретения, до сих пор главными средствами работы остаются буйволы и мотыги. В Чианг Мае они выращивают рис, овощи, фрукты и даже клубнику.

_DSF2366.jpg

IMG_1853.jpg
Кстати, кольца на шею можно купить в качестве сувенира. Настоящие латунные кольца на тот случай, если вдруг какой-то турист захочет попробовать, что это такое, или захочет стать таким же красивым, как эти дамы.

_DSF2321.JPG

Точка на карте для тех, кто хочет повторить наше путешествие в деревню.
http://goo.gl/maps/n6tqN



Posts from This Journal by “Чианг Май” Tag

promo elena_nekrasova september 12, 2014 11:25 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Не прошло и 3-х месяцев, как мы обновили сайт по виллам Shanti и апартаментам в Pearl of Naithon. http://www.shantivillas.com/ Сделали русскую версию, теперь в течение нескольких дней запустим полноценную англоязычную версию, и будем выдыхать :-) Надо ли говорить, что 99% наших объектов уже…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
rossa8
Apr. 9th, 2015 11:16 am (UTC)
я была в этой же деревне лет 5 назад, и девушки мне показались у очень грустными и уставшими. Ну и как-то очень неловко было их разглядывать
elena_nekrasova
Apr. 9th, 2015 11:40 am (UTC)
к вечеру вроде они уже расслабились, перестали обращать на нас внимание даже. За день на жаре по-моему кто угодно с ума сойдет..Я бы не смогла точно на месте столько сидеть и ждать этих туристов..
candle_z
Apr. 9th, 2015 12:08 pm (UTC)
По факту, шея у них не удлиняется, просто под тяжестью колец деформируется плечевая зона – опускается вниз. На фото девушки с кольцами возможно могут вернуть все почти как было, колец еще не много, но вот например, у африканских племен, таких как масаи, это уже не возможно, когда длина колец достигает 40 см и пожилая женщина свой каркас уже снять не сможет.
Правда сейчас вроде и они уже отошли от своих традиций и молодые девушки одевают кольца только для туристов. А пожилых и настоящих женщин-жирафов уже осталось совсем мало.
aynama
Apr. 9th, 2015 01:18 pm (UTC)
Как интересно и ярко!
snowleo_hatula
Apr. 9th, 2015 03:50 pm (UTC)
Спасибо за репортаж! С огромным удовольствием прочитала-посмотрела.
riana_spb
Apr. 9th, 2015 05:48 pm (UTC)
Замечательный рассказ! Спасибо!
pripevochcka
Apr. 10th, 2015 01:28 am (UTC)
спасибо за рассказ )
девушка в белом и с ребенком может тетей, сестрой, няней, помошницей или чем-то в этом духе. ну просто как вариант )
elena_nekrasova
Apr. 10th, 2015 11:06 am (UTC)
запросто может.
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Witold Riedel