?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как мальчики учатся-2

Оригинал взят у islandena в Как мальчики учатся-2

Вторая часть книги Гуриана и Стивен "Мозг мальчиков" посвящена тому, как создать благоприятные для развития мозга условия и как поддерживать его здоровье. Авторы дают ряд практических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при создании развивающей среды как дома, так и в детском саду. Везде, где написано "мальчик", можно с таким же успехом поставить "ребенок", т.к. все рекомендации универсальны.

Часть 2. Благоприятное начало

Глава 3. Помогаем мальчикам учиться до того, как они пойдут в школу

Думать о том, какие навыки помогут мальчикам хорошо учиться, надо задолго до того, как они пойдут в школу. Лучший способ бороться с трудностями - это предупредить их.

Исследования мозга показали, что дети учатся лучше в атмосфере привязанности, которая стимулирует учебу (within an attachment system that emphasizes learning). Человеческий мозг создан для обучения, он может учиться даже в самых неблагоприятных условиях.

Многие люди осознают важность бондинга и привязанности для физического и эмоционального развития, но не представляют, насколько она важна для обучающегося мозга (learning brain).

«Бондинг (bonding) - это мощная эмоциональная связь, которая устанавливается между родителем и ребенком с первого момента, когда они видят друг друга, касаются друг друга, ощущают свою близость. Привязанность (attachment) - это длящаяся, постоянная нежная забота (affectionate caregiving), которая подпитывает инстинктивную связь на протяжении жизни».

«В последние 30 лет исследования привязанности, проводимые в Университете Миннесоты, в Гарварде, Оксфорде и где бы то ни было, показывают, что дети с крепкой привязанностью (well-attached chidren), растущие в атмосфере надежной привязанности (secure attachment system), чаще формируют позитивную самооценку, находят радость в общении с другими людьми, они совестливы (develop a conscience), любознательны и уверены в себе и, главный момент в контексте задач данной книги, - они успешнее в учебе. Учебные преимущества детей с надежной привязанностью обусловлены, вероятно, и биологической причиной: природные механизмы, благодаря которым мозг обучается, требуют надежной привязанности для того, чтобы развиваться в полную силу.

Бондинг и привязанность влияют на саму организацию нервной системы ребенка, стимулируя или подавляя здоровое эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие. При неполноценном бондинге и привязанности наблюдается повреждение в мозолистом теле. В результате у детей могут возникать проблемы с регулированием эмоций, с развитием причинно-следственного мышления, с формированием позитивной самооценки в старших классах школы».


Авторы предлагают создать «план по привязанности» (attachment plan). Подумать, кого из родственников, знакомых и т.п. вы можете подключить для создания атмосферы надежной привязанности в условиях вашей жизни.

Второй важный момент - избегать «провала привязанности» (attachment drop). Если оба родителя работают, убедиться, что все участники ухода за малышом понимают важность бондинга и привязанности и делают все, что нужно (например, воспитатели в яслях знают о важности прикосновений и много носят детей на руках, обеспечивают тактильный контакт).

Мальчики опять оказываются в менее выгодных условиях.  Барри Бразелтон (T.Barry Brazelton) установил, что продолжительность контакта глаза в глаза между ребенком и взрослым у мальчиков меньше, чем у девочек, они больше вертятся, постоянно норовят куда-то сбежать. В результате их не так долго, как девочек, держат на руках, с ними меньше взаимодействуют.


10 способов укрепить привязанность

1. Периоды безраздельного внимания в течение дня.

2. Много одобрения.

3. «Словесное зеркало» (verbal mirroring). Описывайте словами действия сына, слушайте, что он говорит и в ответе повторяйте его слова («ты прав, это большая машина»).

4. Подвижные игры каждый день.

5. Лидерство. Позволяйте вашему сыну руководить вами, как и вы руководите им. В игре имитируйте его действия. Позвольте иму имитировать вас.

6. Энтузиазм. Показывайте, что совместное времяпрепровождение доставляет вам удовольствие.

7. Предсказуемость. Создайте постоянные, предсказуемые ритуалы и ясные границы.

8. Самоконтроль. В своих ожиданиях исходите из реальных возможностей ребенка.

9. Выбор. Научите своего сына принимать решения, это развивает учебные центры в лобной зоне.

10. Адекватная дисциплина. Не допускайте запугиваний, обзывательств, физических наказаний. Все эти методы пагубно сказываются на развитии мозга.

Философия выбора

Выбор - это важный элемент человеческой жизни. Умение делать выбор - навык, необходимый для учебы. Особенно важно тренировать это умение у мальчиков, т.к. оно связано с лобной долей мозга, которая у мальчиков развивается медленнее, чем у девочек. Поэтому предлагать мальчикам выбирать что-то - это отличное упражнение для развития лобной доли. Разумеется, это должен быть выбор, сообразный возрасту ребенка. Например, вопрос «что ты хочешь сегодня поесть?» не подходит для четырехлетнего ребенка. Золотое правило здесь: не давайте ребенку выбор, который вы не готовы принять.

Осмысленный, по возрасту выбор - это пример «хорошего», развивающего стресса для мозга.

Еще одна полезная вещь, которая должна стать частью ежедневной жизни - это проговаривание. Таким образом мы связываем слова с личным опытом, умение, очень важное для мальчиков, которые обычно пользуются меньшим количеством слов, чем девочки.

Как помочь вербальному развитию мальчика

Статистика показывает, что по вербальному развитию (чтение, письмо, сложная речь) мальчики-первоклашки отстают от девочек-ровесник примерно на год-полтора. Да, есть мальчики-говоруны и мальчики-чтецы, но в целом дело обстоит именно так.

Авторы предлагают подумать об этом заранее и предпринять ряд шагов для того, чтобы чтение и письмо в школе не стало для детей «плохим» стрессом.


Что конкретно предлагается делать:

1. «Повторенье - мать ученья». Когда вы отвечаете на вопрос ребенка или задаете ему свой вопрос в ответ, слушайте, что именно говорит ребенок и отвечайте ему, используя его собственные слова и фразы. Такой пересказ развивает языковые навыки. Будет здорово, если хотя бы один человек из родительской команды освоит этот метод.


взрослый: Что случилось с булочкой в тостере?

ребенок: Она стала горячей.

взрослый: Да, она стала горячей. А еще?

ребенок: Кое-где она подгорела.

взрослый: Точно, подгорела. А почему что-то подгорает?

2. Задавайте мальчику вопросы о его повседневных делах.

- Сынок, ты хочешь горошек или морковку?

- Морковку.

- О, тебе больше нравится морковка, чем горошек?

- Да нет, я просто хочу морковку.

Чем старше становится ребенок, тем пространнее и сложнее будут становиться такие диалоги.

3. Смотрите в глаза, когда ваш сын говорит с вами, и поощряйте его поступать так же. Мальчики часто испытывают дискомфорт от контакта глаза-в-глаза, поэтому надо практиковать такой взгляд, чтобы они постепенно расширяли свою зону комфорта. Но: к контакту глаза-в-глаза нельзя принуждать, это вызовет в ответ только возмущение и бунт.

4. Играйте в словесные игры. Все любят играть, а многим мальчикам соревновательность дана от природы. Мальчики любят использовать материальные объекты для учебы, поэтому соедините два этих способа для развития языковых навыков. Главная фишка здесь - соединить слова и пространственно-кинестетический опыт (spatial-kinesthetic experience).

Можно играть с разнообразными карточками: рассматривать их, задавать вопросы; искать предметы, изображенные на карточке, в своей квартире/на улице/за окном. Играть с предметами, которые есть дома (например, стоим рядом с холодильником, открываем ненадолго, ребенок смотрит, что там есть, потом закрываем дверь и спрашиваем: «В холодильнике есть то-то и то, а что еще ты успел увидеть?»)

5. Баланс между развитием крупной и мелкой моторики. Если сомневаетесь, чего сколько есть, можно завести дневник и понаблюдать. Авторы рекомендуют, чтобы хотя бы 20% всех игр и занятий мальчика были связаны с мелкой моторикой.

Смягчайте стрессы в жизни мальчика. Авторы советуют создать в жизни ритуалы, которые бы играли роль неподвижной оси в круговороте жизни. Это может быть ежевечернее совместное чтение, семейные ужины, прогулки на природе, семейные походы, молитва. Что-то тихое, спокойное и регулярное.

Неважно, чем ваш сын будет заниматься в жизни, атмосфера вашего дома закладывает фундамент для успешной учебы.

Глава 4. Развивающая среда для мальчиков дошкольного возраста

Из чего состоит бой-френдли развивающая среда?

Во-первых, это пространство. Главное, что нужно запомнить - то, что для ребенка игра - это и есть «учеба». Большинству мальчиков требуется для их игр больше места, чем девочкам, мальчикам даже стол нужен большего размера из-за их привычки разбрасывать вещи. В замкнутом тесном пространстве они чувствуют себя подавленными и быстро начинают «ходить по потолку».

Так учится их «пространственный» (spatial) мозг: сначала все разбросать - а потом рассортировать и собрать каким-нибудь иным способом.

Много радости (и пользы) может принести мальчикам особая «доска достижений». Это может быть большой стенд, на котором мальчик сам размещает свои работы или «сокровища», по всякому их сортирует и группирует.

Во-вторых, это "книги, кубики, пинки (Books, Blocks and Karate Kicks)"

Всем детям нужны книги, а мальчикам особенно: хорошо иллюстрированные, с дополнительными возможностями (что-то выдвигается, отгибается, складывается, что-то можно разобрать или собрать), книги о том, как устроены вещи, книги о героях, книги, которые стимулируют креативность и любознательность.

Вторая совершенно необходимая вещь - это кубики всех размеров и мастей.

И третье, с чем часто бывают несогласны педагоги, - это возможность физического взаимодействия. Многие педагоги выступают против этого пункта, т.к. не хотят «поощрять жестокость и агрессию». Но: часто мы принимаем за агрессию то, что на самом деле ею не является. Разумеется, в условиях детского коллектива необходимо постоянно следить за детьми и поддерживать дисциплину, пресекать слишком опасные, болезненные и жестокие выходки. Однако часто за тем, что мы считаем агрессивной игрой, скрывается мальчишеская радость от физического контакта.

Для такого рода коммуникации между мальчиками Гуриан вводит термин «заботливая агрессия» (agression nurturance). Для установления контакта мальчики, которые часто не сильны в словесном выражении своих чувств и эмоций, используют действие, жест. Их взаимные пинки, толчки и подзатыльники - это форма близости. Для них настолько же эффективная, как объятия и добрые слова. Таким образом они учатся доверять и принимать свою и чужую слабость и силу в игровой, поддразнивающей манере.

В-третьих, это свет

Всем детям нужно много света, а мальчикам особенно.

Четвертым пунктом идет личная ответственность

Принимать решения и делать выбор - отличная зарядка для мозга.

Хорошую возможность для развития личной ответственности дают семейные ритуалы. Например, можно поручить ребенку накрывать на стол. Сначала показать, а потом сделать это сферой его личной ответственности. Кроме того, это замечательный повод ненавязчиво поучить детей математике, сформировать у них представление о количестве.

В-пятых, проанализируем сенсорный опыт, который получают мальчики

Часто среда, в которой дети проводят много времени, не дает им достаточных сенсорных стимулов.

Гуриан рассказывает историю мальчика, который обращал на себя внимание своей повышенной чувствительностью к шуму, отказывался носить обувь, плохо чувствовал границы своего тела, ему словно постоянно требовались очень интенсивные прикосновения, и он бесконечно налетал на стены, мебель и одноклассников. У мальчика выявили проблемы с сенсорной интеграцией и после прохождения терапии проблемы с поведением и учебой автоматически ушли.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

- Т.к. мальчики часто хуже, чем девочки, воспринимают информацию на слух, надо стараться говорить достаточно громко и четко, чтобы они услышали. Не лишним будет попросить мальчика повторить то, о чем вы его просите, чтобы убедиться, что он услышал и понял.

- Т.к. мальчики не особенно чувствительны к легкой тактильной стимуляции, нежного прикосновения к плечу может быть недостаточно для привлечения внимания. Следует добавить сюда еще контакт глаза-в-глаза и слова. Такая «мультисенсорная» коммуникация будет более эффективна при общении с мальчиками.

- Мальчики не расположены к долгому смотрению в глаза, поэтому назойливый контакт глаза-в-глаза может стать для них стрессом. Имейте это в виду.

- Мальчики не так легко, как девочки, переключаются с одного занятия на другое. Масса дисциплинарных проблем возникает только из-за того, что учителя (или родители) не дают им достаточно времени, чтобы переключиться.

- У многих мальчиков сильно развит визуальный канал восприятия, поэтому может быть полезно повесить на стены материалы, которые будут привлекать внимание и стимулировать познавательную активность. Мальчики легко устанавливают связь «картинка-память», и картинки, диаграммы, схемы - очень подходящий для них способ подачи информации.

- Повторение одинаково хорошо работает со всеми детьми. Чтобы помочь мальчикам связать слово и действие, научите их повторять вслух просьбы, с которыми к ним обращаетесь, и сопровождать проговариванием само действие.

В-шестых, не забываем про переменки для мозга

Мозгу любого ребенка необходимы перемены - период отдыха. Как «недогрузка», так и перегрузка отрицательно сказываются на его работе.

Иногда мозг заставляют работать так интенсивно, что у него просто не остается времени на то, чтобы упорядочить новую информацию. А порой ему не хватает стимулов, и ребенок становится скучным и апатичным.

Поэтому переменки для мозга должны стать ритуалом в любом классе. Как только вы видите, что дети начинают ерзать или показывают другие признаки усталости - пора устроить перерыв. Переменка для мозга - это любая двигательная активность: похлопать в ладоши, потопать ногами, потанцевать под музыку, предложить игру, при которой один ребенок показывает, а другие повторяют его движение.

В-седьмых, музыка - наш друг

Итак, бой-френдли среда - это место, где много книг, кубиков, есть возможность подвигаться и устроить небольшую потасовку. Это место хорошо освещено. Здесь есть на что посмотреть. Здесь созданы условия для укрепления привязанности, бондинга, личной ответственности. Здесь сбалансирована крупная и мелкая моторная активность. Дети могут свободно двигаться и выбирать себе занятия. Здесь внимательны к природным ритмам и вовремя дают мозгу отдохнуть.

А еще здесь звучит музыка. Музыку неврологи называют «всемозговым» занятием (whole-brain activity), потому что она задействует одновременно оба полушария мозга. Будет здорово иметь музыкальную библиотеку на все случаи жизни - ритмичную музыку «на попрыгать», музыку для релаксации, музыку-фон для занятий рисованием или какой-то другой мелкомоторной деятельности.

Надо создать для детей возможность самим создавать свою музыку и научить их слушать музыку природы (на прогулке прислушаться к гулу ветра, шуму дождя, шелесту листвы).

Для примера авторы рассказывают историю мальчика 4 с половиной лет, у которого были проблемы с поведением и самоконтролем настолько серьезные, что его собирались выгнать из детского сада. Один из учителей решил попробовать музыкальную терапию в сочетании с природной терапией (nature therapy). Мальчику дали в руки австралийский народный инструмент, имитирующий звуки дождя - rain stick (полая трубка, в которую насыпают рис, палку переворачиваешь - и звук пересыпающегося риса напоминает звуки дождя). Терапия помогла, мальчик остался в саду.

В-восьмых, идем учиться на улицу

Т.к. исконно мужские занятия связаны с жизнью за пределами дома, мозг мальчиков естественным образом тяготеет к исследованию окружающей среды. Они предпочитают манипулировать объектами в пространстве, а не слушать или говорить. Значит, гуляем по максимуму, а в непрогулочные сезоны стараемся привнести в домашнюю жизнь кусочки улицы (можно наблюдать за домашними растениями, выращивать что-то, заботиться о домашнем животном, рассматривать книги о природе, участвовать в волонтерских программах).

И еще один важный момент. Авторы задаются вопросом: а не преувеличено ли значение слов в современном начальном образовании. И отвечают: да, преувеличено.

«Какие же счастливые эти мальчики! Им не нужны все эти слова, которые, по нашему мнению, им следовало бы узнать, чтобы одарить нас своей мудростью, любознательностью и любовью, и у них есть еще и другие таланты и способности, которые остаются незамеченными современным образованием».

Глава 5.

Убираем главные стрессы окружающей среды из жизни мальчиков

«Все, что мы делаем с и рядом с нашими детьми несет потенциально пользу или вред функционированию мозга. Все, что наши дети едят, все, что они пьют, все, что он видят по ТВ, все, чего они касаются, все, что они слышат находит путь в их сознание» (Д. Амен, «Измени свой мозг, изменится и жизнь»).

В большинстве книг о мозге очень мало внимания уделяется тому, как позаботиться о здоровье мозга детей.  Ключевой компонент этого здоровья - привязанность (basic human attachment) и необходимость защищать детей от насилия (abuse).

Гуриан рекомендует прочесть книгу своего коллеги и единомышленника Дэниэла Амена «Измени свой мозг - изменится и жизнь».


(Книгу нашла на либрусеке (http://lib.rus.ec/a/182992), в лабиринте (Купить книгу Измените свой мозг - изменится и жизнь! ) и на озоне (http://www.ozon.ru/context/detail/id/4824248/))

Заботимся о здоровье мозга

В предыдущих главах говорилось о том, что благоприятные условия для развития мозга - это надежная привязанность, отсутствие насилия, бой-френдли развивающая среда и воспитатели, осведомленные о разнице между мужским и женским мозгом.

Сейчас речь пойдет о двух моментах из повседневной жизни, которые влияют на развитие мозга. Это питание и время перед экраном (тв, видеоигры, фильмы, компьютер). Доктор Дэниэл Амен добавил к этому списку третий пункт - травмы мозга.

Травмы мозга (brain injuries)


Доктор Амен сообщил, что сотрудники их клиники были поражены тем, как часто при сканировании мозга мальчиков обнаруживались травмы мозга. «Многие дисциплинарные и академические проблемы, с которыми сталкиваются семьи и школы, связаны с серьезными и незначительными травмами мозга».

Амен добавляет: «Вполне логично, что мальчики чаще получают травмы мозга, чем девочки. Если вы подумаете об этом, вы заметите, что мальчики активнее физически, они чаще попадают в ситуации, где может быть травмирована голова. Агрессивность некоторых мужских видов спорта добавляет пунктов в эту статистику».


Чем может помочь сканирование. Амен рассказывает, что раньше, когда они обследовали детей с неуправляемым поведением, они назначали семейную терапию. Сейчас, когда доступно сканирование мозга, в первую очередь врачи узнают, нет ли травм. Это позволяет не терять время на год-другой терапии, а сразу увидеть причину и работать с семьей в ином направлении: учить их жить с таким ребенком и искать способы компенсации его травмы.

По данным Амена, два миллиона американцев страдают от травм мозга, и большинство даже не знает об этом. Если ваш сын или просто знакомый мальчик начинает вести себя нетипично для него, неожиданно «слетает с катушек» вполне вероятно, что у него травма мозга.

Получить травму несложно. Это может быть падение с качели или дерева, при котором ребенок ударился головой. Кто-то мог ударить его по голове. Он мог попасть в аварию, например, на мотоцикле.

Амен говорит: «Человеческий мозг по консистенции напоминает мягкое масло. Он очень нежный. Самые распространенный вид травмирования мозга - особенно в области височной и лобной доли - это «голова футболиста» (soccer head). И хотя некоторые дети (и мальчики, и девочки) могут без вреда по многу раз принимать мяч в игре головой, для других это не проходит даром».

Важно помнить о том, что хотя мальчики и девочки одинаково уязвимы в этом случае, мальчики часто играют агрессивней и поэтому чаще получают травмы.

В стремительно растущей статистике СДВГ и других мозговых расстройств спортивные травмы, в особенности «головы футболистов» могут быть названы среди причин. Это невозможно подтвердить статистически, но Амен, опираясь на свою 30-летнюю практику, считает, что эти наблюдения надо принимать во внимание.


Советы для родителей:

- в случае возникновения проблем, не пренебрегать такой возможностью, как сканирование мозга;

- сделать защиту головы ребенка одной из приоритетных задач, особенно если ребенок занимается спортом (вроде футбола).


О мерах безопасности в спортивных играх Гуриан советует прочитать на сайте:  http://canadasafetycouncil.org/sports-active-living

Экранное время: ТВ, видео, видеоигры, компьютеры.

Гуриан приводит ряд ссылок на исследования, доказывающих негативное влияние «пассивной, гипермеханической стимуляции» (движущиеся объекты на плоском экране) на развитие мозга, и пугающую статистику, сколько часов проводит американский школьник перед экраном.

Сканирования мозга, которые проводились в клинике Амена, показали, что «когда растущий человеческий мозг перегружен немоторной (nonmotor) мозговой стимуляцией, в мозгу возникают так называемые «мозговые объезды» (brain bypasses) в ключевых зонах, например, в центрах внимания.


Как это работает. Немоторные стимуляторы делают за мозг всю работу, связанную со вниманием, и он не учится делать это сам. Нет движения, нет взаимодействия со средой, рецепторам кожи нечего воспринимать, нет естественной сложности звукового сопровождения и, что самое главное, мозг не задействуется целиком. С одной стороны у нас гиперстимуляция (постоянная визуальная и аудиальная «бомбардировка» мозга информацией), с другой - физическая пассивность. Половину работы за мозг сделало ТВ, следовательно, те связи, которые бы сформировались при естественной активности тела, не формируются полноценно, превращаются в «мозговые объезды».


Особенно это вредит мальчикам, которым физическое движение совершенно необходимо для развития мозга.


Что делать:

- ограничивать время

- контролировать содержание

- смотреть вместе

- Американская ассоциация психиатров рекомендует полностью исключить ТВ из жизни детей до 2 лет

- не превращать ТВ и видеоигры в бэби-ситтера

- не приучать ребенка к компьютеру слишком рано.


Проводилось исследование, влияет ли ранне знакомство с компьютером на последующее владение техникой. Так вот, разницы нет. Дети, которые познакомились с компьютером в подростковом возрасте, через пару месяцев разбирались в нем не хуже, чем те, которые познакомились с ними будучи тоддлерами.

Что мальчик ест и пьет

Чтобы понять, помогает наше питание мозгу ребенка или вредит, институт Гуриана предлагает задать себе следующие вопросы:


1) Мой сын пьет достаточно воды?


Многие напитки могут утолить жажду, но жажду мозга может утолить только вода.

Жажда приводит к проблемам с учебой, потому что повышает уровень кортизола и создает плохой стресс для ученика. Из-за повышения уровня кортизола ребенку труднее сосредоточиться. Уже через пять минут после того, как он выпьет простой воды, уровень кортизола начнет снижаться.

Чем меньше «плохих» напитков и чем больше просто воды - тем лучше успеваемость.

Если организму не хватает воды, регуляторы настроения и поведения в лимбической системе и лобной доле работают не так хорошо, как могли бы.

Значит, дома у ребенка всегда должна быть в доступе простая вода. Если ребенок ходит в сад, надо проинструктировать воспитателей, чтобы у него была возможность пить всегда, когда он захочет, и чтобы ему не давали газированных напитков. Попросите, чтобы ему давали не больше одного пакетика яблочного сока или подобных ему напитков в день (эти пакетированные соки по большей части просто сладкая вода).

2) Мой сын получает достаточно белка?


Булочка и сок на завтрак при всем их удобстве никак не помогут мальчику учиться. Наряду с нехваткой чистой воды, большое количество углеводов в таком завтраке только утомит мозг (makes him «groggy»), и ребенку в течение дня будет трудно сконцентрироваться. Белок гораздо полезнее для мозга.

Белковая пища содержит такие аминокислоты, как тирозин и триптофан, которые поддерживают мозг в состоянии «боевой готовности» и нейтрализуют негативные эффекты излишнего сахара.

3) Не слишком ли много сахара ест мой сын?


Сахар на какое-то время дает мозгу всплеск энергии, но после этого его влияние на учебный потенциал мозга становится негативным. Одна вкусняшка в день - это сюрприз. Больше одной в день - это уже опасная привычка для детского мозга (к тому же увеличивающая риск ожирения).

Употребление сахара непосредственно перед учебой особенно усложняет работу мозга. Сахар не только затрудняет работу учебных центров в мозговой коре, но также стимулирует выработку адреналина, и ребенку становится трудно усидеть на месте.

4) Можно ли назвать здоровым питание в школе и дома?

Здоровый завтрак - это то, что поможет ребенку хорошо провести учебный день. Если расписание не позволяет готовить такой завтрак каждый день, надо постараться устраивать его хотя бы несколько раз в неделю.  Для поддержания ритуалов здорового питания может понадобиться участие всех членов «родительской команды».

Дальше речь пойдет о том, как облегчить ребенку пребывание в школе.

promo elena_nekrasova september 12, 2014 11:25 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Не прошло и 3-х месяцев, как мы обновили сайт по виллам Shanti и апартаментам в Pearl of Naithon. http://www.shantivillas.com/ Сделали русскую версию, теперь в течение нескольких дней запустим полноценную англоязычную версию, и будем выдыхать :-) Надо ли говорить, что 99% наших объектов уже…

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
sonechko
Apr. 9th, 2013 03:15 am (UTC)
Спасибо за подробный пересказ. Интересно!
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Witold Riedel